суббота, 9 февраля 2013 г.

выгодно ли делать мягкие сыры в россии

В холодильнике у Суфиярова всегда лежит пять-семь сортов сыра, и этим он больше похож на жителя Западной Европы. Если россиянин ест 5,5 кг сыра в год, то немец и француз — 22,1 и 24,6 кг соответственно. Да и сыр Альберт Суфияров любит больше всего европейский, точнее, финский, марки "Тысяча озер".

Развод джентльменов

Для производства 1 килограмма сыра требуется в среднем 10 литров молока с высоким содержанием белка. В России такое в дефиците. Аномальная жара 2010 года усугубила проблему. Из-за высоких внутренних цен на сырье везти сыр из Европы сегодня выгоднее, чем производить в стране.С 2005 года в реконструкцию завода было вложено около 500 млн руб. Сейчас он может перерабатывать 400 тонн молока в сутки и выпускать 1,2 тыс. тонн твердых сыров в месяц. По факту получается в три раза меньше. Для твердых иPполутвердых сыров нужно свежее молоко с высоким содержанием белка. В России оно в дефиците. Гиганты наподобие ВБД и "Юнимилка" решают проблему, выращивая собственных коров. У "Невских сыров", чья выручка вPдесятки раз меньше, на фермерство денег уже не хватало. Да и к идее отечественного производства Суфияров вскоре охладел.

Заводы переживали не лучшие времена. До прихода "Невских сыров" площадка в Порхове перерабатывала всего 7Pтонн молока в день — 10% проектной мощности. Благодаря налаженной дистрибуции "Невских сыров" уже через две недели ее загрузка выросла вдвое.

Фура, контейнер, склад — Суфияров и Никитин прошли все этапы дистрибуторского пути. Партнеры одними из первых стали возить в Петербург сыр и масло из-за рубежа, но после дефолта 1998 года Александр Никитин предложил развивать местное производство. Так в 1999 году "Невские сыры" стали миноритарным акционером Дновского молочного завода в Псковской области. В 2003 году Суфияров иPНикитин продали этот пакет, зато совместно с Сергеем Балякиным купили неподалеку Порховский маслосырзавод. Балякин внес в сделку принадлежавший ему завод плавленых сыров в городе Лух Ивановской области.

32 %потребителей при выборе сыра уделяют внимание дизайну упаковки. Этот фактор в два раза важнее, чем вкус продукта. Самым главным критерием выбора является цена — на нее обращают внимание 36% россиян

Компания "Невские сыры" появилась в 1994 году, как многие бизнесы тех лет, случайно. Отставной офицер Альберт Суфияров открыл вместе с партнером Александром Никитиным несколько небольших продуктовых магазинов вPспальных районах Петербурга. Один из поставщиков обратился к ним с проблемой: сорвался клиент на машину сPсыром. Обзвонив окрестные магазины и рынки, Суфияров продал партию сыра за один день и заказал еще.

Находясь за рубежом, Альберт Суфияров фотографирует сырные полки в магазинах. "Какие сорта, как выложеныP— первое время это давало очень важное видение",— говорит он. В России в 1990-е годы все было совсем иначе. Например, в сети "Лента" присутствовали всего четыре вида сыра, изPкоторых два поставлялись "Невскими сырами".

Счастливый случай

По похожей схеме работают и другие российские компании. Например, московская фирма "Гек" производит одноименный плавленый сыр в Австрии. Однако именно Альберт Суфияров поставил аутсорсинг за рубежом на поток. Заводы, выполняющие заказы "Невских сыров", находятся в Финляндии, Германии, Нидерландах, Франции, ЭстонииP— вPобщей сложности в восьми европейских странах. ВPнекоторые из этих предприятий Суфияров даже инвестировал. Так, летом 2010 года он установил на болгарском заводе Bulgarian Cheese Company Handel производственную линию стоимостью 2,5 млн евро, где собирается ежегодно выпускать около 3 тыс. тонн мягкого сыра "Сиртаки".

Ключевым продуктом "Невских сыров" является сливочный сыр под маркой "Тысяча озер". Кроме того, компании принадлежат марки "Золото Европы" (классические европейские сыры), "Сиртаки" (мягкий сыр типа фета) и "Город сыра" (недорогие российские сыры). За исключением последней, все они выпускаются на европейских заводах. ВPПетербурге готовые сырные блоки нарезаются и фасуются в брэндированную оболочку. Таким образом, зарабатывают "Невские сыры" преимущественно на марках, произведенных за границей.

Альберт Суфияров строит крупный бизнес на узком рынке. В прошлом году выручка "Невских сыров" составила около 3 млрд руб. По оценкам агентства "Маркет Аналитика", компания занимает 3,2% российского рынка сыра в стоимостном выражении. Для сравнения: "Карат" — 2,1%, "Вимм-Билль-Данн" (ВБД) — 2%, у финской Valio, правда, больше — 4,1%.

Люди, которые не любят гудки, устанавливают на мобильные телефоны мелодии. Позвонивший Альберту Суфиярову услышит песню про раннее утро и прелести сырного аромата. Если ожидание затянется, в конце аудиоролика хорошо поставленный мужской голос порекомендует покупать сыр "Тысяча озер" в лучших магазинах города. Идея поставить рекламу вместо гудков может показаться странной, но только если не знать оPпривязанности президента и основного владельца компании "Невские сыры" кPсыру и атрибутам корпоративной культуры. В переговорной компании висит табличка с девизом, который выбирается каждый квартал на стратегическом совещании топ-менеджеров. Нынешний гласит: "Моя работа в компании — это моя жизнь". Казалось бы, девиз наPвсе времена, но Альберт Суфияров объясняет: "В этом квартале мы приняли решение провести несколько мероприятий, обеспечивающих заботу о сотрудниках. Это и корпоративная вечеринка, и обучение, и элементарное наведение порядка, чистоты. Вы, когда заходили, коврики видели? Их раньше не было — и с улицы несли грязь".

Текст: Дмитрий Крюков

Имея собственное производство, Альберт Суфияров вкладывался в зарубежные площадки, а торгуя чужими марками, придумывал свои. Так он создал крупнейшую российскую компанию на рынке сыров.

Альберт Суфияров одним из первых догадался превратить безымянный сыр в брэндированный продукт

Сыр из чужой избы

ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ

Журнал "Коммерсантъ Секрет Фирмы", 3 (306), 01.03.2011

Ъ-Секрет фирмы - Сыр из чужой избы

Комментариев нет:

Отправить комментарий